Вечерняя Москва,
20 июня 2003 г.
Автогражданка: разорение или благо? 286 просмотров
С 1 июля в действие вступает федеральный закон об обязательном страховании автогражданской ответственности. Что это: нелепая повинность и новые поборы или реальная защита автовладельцев и пешеходов, что делать с добровольной страховкой и к кому обращаться за обязательной? На эти и другие вопросы "ВМ" ответил Генеральный директор Московской страховой компании Владимир Евстигнеев.
— Владимир Дмитриевич, как вы относитесь к новому закону, который многие СМИ уже охарактеризовали как бездумный?
— Этот закон в нашей стране начали обсуждать еще в 20-х годах прошлого века. Он действует во всех цивилизованных странах, даже в государствах — бывших союзных республиках, а у нас его принятие, мягко говоря, запоздало. По данным ГИБДД, в первом квартале этого года на российских автодорогах было зафиксировано 30,6 тысячи ДТП. В результате 4,9 тысячи человек погибли, в том числе 179 детей, и более 35 тысяч получили различные травмы. Очень часто ущерб, причиненный транспортным средством, не возмещается. В новом законе, как и в любом другом, есть определенные шероховатости и неточности, которые будут видны на практике. Но свою основную задачу закон, безусловно, выполняет. Человек, попавший в беду по своей вине как автовладелец или по чужой вине как потерпевший, не останется один на один со своими материальными потерями. Этот закон не является чисто российским изобретением, при его разработке был большей частью учтен опыт других стран.
— Вам не кажется, что автомобилистов принуждают к невыгодной сделке: платить они должны будут больше, чем при добровольном страховании, а выплаты при наступлении страхового случая окажутся меньше?
— Во всем мире этот вид страхования находится на грани убыточности, а иногда даже ее переходит. Ведь страховые компании из собранных с автомобилистов сумм не только возмещают убытки, но еще и оплачивают независимую экспертизу, содержат собственный персонал и т.п. В первые годы, когда идет массовое страхование объем страховых взносов действительно опережает выплаты, но очень быстро ситуация поменяется в обратную сторону. Поэтому по итогам каждого года страховые компании и правительство будут анализировать тарифную сетку. Если действующие тарифы приведут к разорению страховых компаний, значит, некому будет осуществлять страхование и наши автовладельцы и пешеходы снова окажутся незащищенными. В этом случае тарифы по отдельным категориям транспортных средств или территориям могут быть несколько повышены. Если же правительство решит, что уровень получаемой компаниями прибыли слишком высок, тарифы будут понижены. Этот процесс будет управляемым и управлять им будут не страховые компании, а государство.
— До вступления закона в силу осталось совсем немного, а у страховых компаний почему-то до сих пор нет лицензий. Даже неизвестно, сколько точно компаний получат право страховать автогражданку.
— Департамент страхового надзора Минфина России уже начал выдачу лицензий. Но ничего страшного, в принципе, не произойдет, если ряд страховых компаний получит лицензии, скажем, спустя месяц после вступления закона в силу.
— Ваша компания предложит клиентам какие-нибудь отличные от других услуги?
— Московская страховая компания помимо своего центрального офиса будет продавать полисы обязательного страхования в 34 отделениях Банка Москвы, которые расположены практически во всех районах столицы. Кроме того, создается электронная база данных, которая позволит ускорить процедуру выдачи полисов и сберечь время при оформлении договора страхования.
— По закону тарифные ставки в Москве будут значительно выше, чем в дальнем Подмосковье и ряде других регионов. Вы считаете справедливым, что владелец «жигуленка» в столице понесет большие расходы, чем владелец джипа в другом городе?
— Москва — очень большой город, здесь достаточно велика вероятность ДТП. В столице, как и в ряде других регионов, мы нередко сталкиваемся с умышленным причинением вреда в виде подстав на дорогах. Не исключено, что убыточность страховых компаний в Москве окажется очень высокой (ведь почти каждая вторая машина в столице — иномарка), потому и тарифы здесь должны быть выше. Не случайно система коэффициентов, предусмотренных законом, объективно отражает различный уровень причинения вреда в результате ДТП в различных регионах. Страховщики учитывают вероятность страхового случая и не мыслят категориями «платежеспособен» или «неплатежеспособен», хотя и принимают это во внимание. Впрочем, тарифы отчасти учитывают социальное расслоение населения: владелец джипа будет платить за обязательное страхование существенно больше, чем владелец «Жигулей», так как тарифы учитывают мощность двигателя, которая сама по себе практически не влияет на уровень аварий на дорогах.
— Предполагается, что «лихачи» будут платить за страховку больше исправных водителей. Как вы предполагаете их вычислять?
— Первоначально для автовладельцев со стажем вождения более двух лет устанавливается коэффициент 1. Но со временем у ГИБДД и страховых компаний появится совместная база данных, которая будет отражать историю страхования автовладельцев. С ее помощью мы без труда вычислим любителей лихой езды или просто плохих водителей, регулярно становящихся причиной аварий. И если по результатам предыдущих лет страхования мы узнаем, что человек за год врезается парочку-троечку раз, коэффициент будет пересмотрен и новый полис обойдется ему дороже. При безаварийной езде, напротив, стоимость полиса уменьшится.
— Закон жестко фиксирует размеры страховых выплат. Получается, причиненный ущерб может быть возмещен не полностью?
— В этом плане обязательное страхование не отличается от добровольного. Сумму, которую страхование не покрывает, придется доплачивать самому страхователю. Максимальная страховая сумма, которая может быть выплачена в случае ДТП, по закону составляет 400 тысяч рублей. Этих денег хватает, чтобы возместить ущерб в большинстве дорожных происшествий. Сейчас большая часть договоров заключается на сумму меньшую, чем предусмотрена обязательным страхованием. Люди страхуются на 5 — 10 тысяч долларов. Другое дело, если последствия аварии катастрофические. Например, вы сбиваете несколько человек или повреждаете дорогую иномарку. Чтобы себя обезопасить от возможных убытков, можно застраховаться сверх этой суммы. Никто не лишает автомобилистов возможности добровольного страхования.
— Но иметь два полиса — значит платить дважды, и немало. Автовладельцам это невыгодно.
— Такие условия абсолютно естественны: за большее надо больше платить. Например, когда вы покупаете однокомнатную квартиру, она стоит одну сумму, но жить в ней неудобно. То, что более удобно и выгодно, требует больших денег.
— А если автовладелец уже застраховался добровольно, что ему делать с 1 июля? Обязательно ли переоформлять договор?
— Если этот человек решит с 1 июля перерегистрировать машину, то ему для этого непременно потребуется полис обязательного страхования. Можно пойти в свою страховую компанию и переоформить старый договор на новый. Сложности могут возникнуть только в том случае, если эта страховая компания не получит лицензию на осуществление обязательного страхования. С 1 января 2004 года в действие вступят штрафные санкции. При отсутствии обязательного страхового полиса инспектор ГИБДД будет обязан выписать штраф в размере до 8 минимальных размеров оплаты труда. Поэтому автовладельцу предстоит решить, что ему проще: нарушать закон и платить штрафы или купить полис обязательного страхования.
— Но в случае попадания в аварию и при отсутствии обязательной страховки автовладелец сможет получить деньги по добровольному полису?
— Действующий договор добровольного страхования никто не отменяет. Более того, по действующему законодательству страховая компания в крайне редких случаях вправе досрочно прекратить действие договора, в то время как страхователь может это сделать в любой момент. Поэтому все выплаты по добровольному полису до истечения его срока действия будут производиться в соответствии с действующим договором. Но штрафы за отсутствие полиса обязательного страхования с нового года платить все равно придется. ***
КРИВЯКИНА Е.
Вся пресса за 20 июня 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Маркетинг
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|